В связи с обращениями по вопросу наличия ситуации конфликта интересов при участии депутатов в решении вопросов по выделению бюджетных средств муниципальному учреждению, в котором они осуществляют основную трудовую деятельность, разъясняем.
В силу положений статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также методических рекомендаций Минтруда России от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146 по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов непосредственно связана с реализацией личной заинтересованности путем исполнения должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий).
Согласно Методическим рекомендациями для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов необходимо установить одновременное наличие у должностного лица:
– личной заинтересованности;
– полномочий для реализации личной заинтересованности;
– связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 17 и части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», целью создания муниципальных учреждений является осуществление полномочий по решению вопросов местного значения. Руководитель муниципального учреждения не наделен правом собственности на имущество учреждения – право собственности сохраняется за муниципальным образованием. В отличие от предпринимательской деятельности, деятельность наемного руководителя хозяйствующего субъекта по своей сути направлена не на личное обогащение, а на обеспечение решения задач, стоящих перед этим хозяйствующим субъектом, при этом в случае с руководителем муниципального учреждения по обозначенным выше причинам эти задачи носят, прежде всего, публично-правовой характер. Случаи, когда руководитель муниципального учреждения извлекает личную выгоду из деятельности хозяйствующего субъекта, находятся не столько в плоскости законодательства о противодействии коррупции, сколько в общеуголовной (присвоение или растрата, злоупотребление должностными полномочиями).
В свою очередь, работник муниципального учреждения выполняет трудовые функции на основании трудового договора, заключаемого с руководителем муниципального учреждения, который согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляет руководство этим муниципальным учреждением, в том числе выполняет функции его единоличного исполнительного органа.
Кроме того, представительный орган муниципального образования – коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени. Принятие всем представительным органом коллегиального решения равно уменьшает вероятность возникновения конфликта интересов при исполнении полномочий отдельного депутата. При рассмотрении вопросов деятельности депутатов превалирующее значение должен иметь их правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, а их трудовой статус – вторичное значение.
Таким образом, в случае надлежащего, объективного и беспристрастного осуществления депутатами полномочий и отсутствия фактов, подтверждающих обратное, конфликт интересов в их действиях не может быть установлен в силу положений федерального законодательства.