В преддверии Всемирного дня учителя наш корреспондент побеседовал с учителем географии Слободо-Туринской школы №1 Филинковой Ириной Николаевной и узнал, почему она выбрала именно эту профессию, и как ее предмет важен для современных школьников.
БИОГРАФИЯ
Родилась героиня нашего повествования 28 декабря 1962 года в поселке Октябрьский Камышловского района. Воспитывалась в многодетной семье Тереховых Николая Михайловича и Раисы Алексеевны. Позже семья переехала в село Гарашкинское городского округа Богданович. Там Ира окончила 3 класса начальной школы. Папа тогда работал главным ветеринарным врачом района, мама – заведующей ветеринарной аптеки. В 1974 году семья переехала в Туринскую Слободу.
Ирина была старшим ребенком, поэтому на ней была большая ответственность смотреть за младшими братьями Алексеем и Андреем, а также помогать родителям по хозяйству.
Девочка росла очень любознательной и разносторонней. С детства увлекалась пением, музыкой, чтением. Нравились подвижные игры (войнушки с мальчишками, и куклы с подружками). Любимые школьные предметы – география, биология, история, обществознание и музыка. Параллельно училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
По окончанию десятого класса поступила в Свердловский государственный педагогический институт на географо-биологический факультет.
- Все пять лет учебы я жила в общежитии. Студенческая жизнь проходила весело и занимательно. Мне нравилось учиться. Факультет запомнился тем, что на 4-м курсе всей группой мы ездили на практику на Алтай. Там посетили города Бийск, Горно-Алтайск, Барнаул. Каждое лето нас отправляли на практики: по геологии, зоологии, где мы слушали пение птиц, изучали насекомых, проходили практики и по гидрологии на реке Чусовая, по топографии и т.д.
После второго курса у нас началась практика в учебных учреждениях. После четвертого курса я месяц проходила учебную «Даю знания, которые пригодятся в будущем...»практику в средней школе села Обуховское, – поделилась воспоминаниями Ирина Николаевна.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1985 году я вернулась с дипломом учителя географии и биологии в наш район, так как училась по направлению. Первый трудный учебный год преподавала в Краснослободской школе, которой руководил Валентин Семёнович Подоксёнов. Помню, как доброжелательно встретил меня коллектив учителей. Проживая в выделенной мне квартире, я ежедневно готовилась к трём предметам (кроме тех двух, вела еще и химию) для учеников с 4 по 10 классы. К тому же мне сразу дали классное руководство – четвероклассников. На следующий учебный год меня перевели в мою родную Слободо-Туринскую школу, в педагогический коллектив, в котором работали мои учителя. Боязни не было, а вот сложности от небольшого опыта были. Обменяться информацией, посоветоваться я могла с коллегой Ириной Николаевной Жолобовой. Но в целом, складывалось все неплохо. Я быстро вникла в работу. И с ребятами сразу нашла общий язык, – рассказывает моя собеседница.
Мы задали Ирине Николаевне несколько вопросов, на которые она охотно ответила.
- По каким критериям Вы выбрали свою профессию?
- У меня была классный руководитель Балагурова Нина Михайловна, она, как и я, была учителем географии и биологии. Мне очень нравились ее уроки, которые я всегда посещала с удовольствием. Она знала, как преподнести знания своим ученикам, и учиться у нее было одно удовольствие. Благодаря ее наставничеству я и решила стать учителем.
- Сложно ли было освоить профессию?
- В любом обучении есть свои сложности. В моем случае некоторые предметы давались не просто, например: генетика, научный коммунизм, философия, органическая химия, биохимия…
- Что Вас мотивировало на учебу?
- Любовь к детям, к предметам. Мне нравилось узнавать новое, учеба была увлекательной и познавательной.
- Какова роль учителя географии в жизни детей?
- География – это предмет, который у нас за окном. Она нужна везде и очень востребована в настоящее время. Знания, которые я даю детям, обязательно пригодятся им в будущем. Бывает, мы рассуждаем с ребятами на уроках, для чего нам нужен этот предмет. И все мои ученики с точностью понимают, как важно знать и любить окружающий мир и уметь в нем ориентироваться.
- Что нужно человеку, чтобы стать хорошим учителем?
- Определенный базовый уровень знаний, общительность, коммуникабельность, умение владеть современной методикой и технологией преподавания предмета.
- Что в профессии учителя Вам нравится больше всего?
- Постоянное живое общение. Общаясь с детьми, кажется, что ты идешь в ногу со временем.
- А что самое сложное в Вашей работе?
- Бумаготворчество. Мне не нравится бумажная работа и постоянно меняющиеся программы. Утомляют отчеты.
- Современный учитель, на Ваш взгляд, он какой?
- Сегодня современный учитель это тот, кто идет в ногу со временем, кто хорошо разбирается в различных информационных технологиях, компьютерных знаниях, и тот, кто владеет современными методами и формами работы с учениками, умеет найти подход к детям, дает хорошие знания.
- Как со времен СССР поменялось образование?
- На мой взгляд, в то время было лучше, тогда были крепкие и сильные знания. Дети были больше заинтересованы в получении образования и знаний, уважительней относились к учителям. Сейчас поменялась жизнь, поменялись устои общества, приоритет ценностей. Многое зависит и от семьи, сегодня люди больше акцент ставят на социальное положение, стараясь больше заработать, забывают об образовании.
- Что было самое интересное в работе?
- Я вела туристический кружок. Водила детей в группах по десять человек в походы по Северному Уралу. Со снаряжением, палатками, выданным пайком и инструктором мы путешествовали пешком по маршруту по 130 км за десять дней. Совершали восхождения на горные вершины Денежкин, Конжаковский камень, на гору Буртым с высотой до 1569 метров. Вброд преодолевали горные реки, любовались изумительной природой Урала. А потом уверенно побеждали командой на районных туристических слётах. Смелость города берёт! Молодость позволяет совершать поступки. Да, там не равнины, там климат иной.
***
За 39 лет работы под классным руководством Ирины Николаевны было множество выпускников, которые и сейчас вспоминают ее добрым словом, навещают и приезжают в гости. В феврале этого года со своими первыми выпускниками отмечали 30 лет выпуска. Это незабываемое событие тронуло учительницу до глубины души.
СЕМЬЯ
Замужество и рождение первого ребёнка – дочери Оли – случилось лишь на 29-м году жизни. Затем декретный отпуск, выход на работу. Писать планы и готовиться к урокам приходилось поздними вечерами. Через четыре года родился сын Николай. Сложности в совмещении воспитания и преподавательской деятельности были как у всех учителей. После окончания музыкальной школы по классу фортепиано, как и моя героиня, ее дочь окончила дирижёрско-хоровой факультет Асбестовского колледжа искусств, затем Тюменскую академию культуры. Учиться было тяжело, но в удовольствие. Теперь Ольга сама преподаёт хоровые дисциплины в музыкальной школе развивающего обучения «Гармония» города Тюмени и занимается музыкально-эстетическим развитием детей. Николай по окончании Санкт-Петербургской военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова служил мичманом на атомном ракетном крейсере «Пётр Великий» в городе Североморске. По окончанию контракта поменял место работы, перешел на гражданскую рабочую деятельность.
В свободное от работы время наша односельчанка увлекается выращиванием комнатных цветов, занимается огородом, садит овощные культуры, по осени готовит различные заготовки на зиму. Когда приезжают дети, традиционно выезжают на природу, где вместе весело проводят время.