Из города Котельнич Кировской области в редакцию «Коммунара» пришло письмо от Клавдии Даниловны Калининой (в девичестве Бурмакиной), уроженки деревни Мельничной (Старины) Слободо-Туринского района. В Кировской области она живет с 1955 года, куда попала по распределению после окончания учебы в техникуме, но свою малую родину, в которой появилась на свет в далеком 1932 году, не забывает до сих пор. И в год 100-летнего юбилея района решила поздравить земляков-слободотуринцев с этим славным событием, пожелав всем творческих успехов, семейного благополучия, крепкого здоровья. Но главная цель ее послания – поведать читателям о своем брате Александре Даниловиче Бурмакине, замечательном мастере поделок из природного материала, о котором в областной газете «Уральский рабочий», вышедшем в свет 28 октября 1992 года, рассказала Ю. Матафонова. Представляем читателям ее материал с небольшими сокращениями.
«В Екатеринбургском музее изобразительных искусств есть антикварная лавка, где среди прочих диковин есть деревянный
макет знаменитого Храма Христа Спасителя. Что за мастер сотворил деревянную красоту? Оказывается, храм – первая работа, которую он предложил сюда для продажи. И то пришлось его уговаривать. Как выяснилось, мастерит для себя – потому что руки просят работы, а душа радости...
Да, предки наши были людьми умелыми. Это они оставили нам причудливую деревянную резьбу на домах, чугунные решетки ворот, уникальную уральскую роспись, культуру тагильских подносов и невьянских кованых сундуков. Мужика, не склонного к мастерству, в старину неодобрительно называли безруким. А в роду Александра Даниловича «безруких» не было. Его отец, Даниил Алексеевич, – умелый колесный мастер, сани мастерил, сапожничал. У деда, Алексея Федоровича, тоже любое ремесло в руках спорилось, но главным образом занимался он кузнечным делом, и это умение, вместе с кузней, потом перешло к его сыну, Тимофею Алексеевичу...
Александр Данилович, нынешний горожанин, специальность выбрал для себя не случайную – работал геодезистом. 18 лет
из экспедиций не вылезал, в «Облремстройпроекте» был уважаемым специалистом. За эти годы изъездил и исходил весь Урал, от юга до севера, Западную Сибирь, Восточный Казахстан...
Но видно родные края не забудешь. Лет десять назад вылилось это в желание воспроизвести кусочек знакомых мест – сохранилась в памяти красота местной церкви. Стояла она в селе Липчинское и называлась церковью Александра Невского.
Как-то попал ему на глаза снимок с церковью, на липчинскую чем-то очень похожей. Рассматривал ее и невольно вспомнил свою, во всех, даже мелких, деталях. По обычаю развернутая алтарем на восток с устремленной ввысь колокольней и краси-
вым куполом была она разрушена уже после войны, в 40-х годах (и кому тогда помешала?). А ведь ставили ее сибирские чалдоны, кондовые мужики, видно, еще когда деревня строилась.
В детстве он слышал прошедший через несколько поколений рассказ, как готовили известковый раствор для кладки. Разводили его мастера на яичном белке – около 3 тысяч яиц, якобы, было разбито в раствор, и собирали их местные жители, от каждого двора подношение несли. Сейчас, когда вместо церкви – обвеваемый ветрами пустырь, живет этот храм в екатеринбургской квартире Бурмакина. К тому времени у Александра Даниловича уже небольшой опыт был – смастерил макет Исаакиевского собора, Уточью башню Троице-Сергиевского монастыря...
Руки, говорят, работу помнят. В детстве, помогая отцу, он топоры и резцы точил, крутил станок, обтачивающий колеса. И ведь как интересно бывает – «к корням», к впечатлениям детства потянуло на склоне лет. Чувствительнее с годами становимся или мудрее? Или просто жизнь (всё работа, работа) не оставляет времени остановиться и оглянуться, задуматься, всем существом ощутить красоту мира, который вокруг?
В детстве, в деревне, был первый творческий всплеск – мальчишка, на удивление всем, вырезал шахматы, которые увидел в
школе. В классе четвертом – пятом захотел стать художником, занимался даже в художественном кружке. Нарисованный им портрет Чапаева долго висел на стене. Потом другие дела захлестнули. И вдруг...
Оказалось, что и нужные материалы при желании нетрудно достать – сколько фанеры, годных для дела досок люди выбрасывают на свалку. Фанера идет на стены «возводимых» Бурмакиным храмов, на более мелкие детали – обычные ученические линейки. Металлические украшения делает из спирали к электроплиткам, колонны из молодых кленовых побегов, купола «золоченые» – половинки умело разрезанных пластмассовых погремушек.
Только всего этого человеку, любующемуся на храм, может, и знать не нужно. Это кухня художника.
А его храмы-дети уже заполонили всю парадную комнату в скромной квартире. Есть среди них красавица– девятиглавая Покровская церковь в Кижах и шатровая, оттуда же, колокольня. Есть Успенский кафедральный собор в Смоленске... Но для него самыми интересными были храмы уральские.
Крестовоздвиженский собор Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье. Сделана модель вдохновенно. На нее
ушло несколько месяцев нелегкой работы, зато и было ради чего стараться! Не спрашивала я Александра Даниловича, верующий ли он человек. Не это главное. Важнее, чтобы возникло у нас, беспамятных, чувство вины за уничтоженную, сожженную, искромсанную свою же историю, за стертые с лица земли приметы жизни предков, за поруганную красоту, создававшуюся поколениями живших до нас мастеров. А ведь сейчас снова звучат экстремистские призывы уничтожить культуру целой эпохи... Но зачем же уничтожать? Что за дух разрушения поселился в нас и не хочет никак уходить, в какой другой стране есть такое?!
Тот, кто проходил недавно по скверу на нынешней Площади Труда в Екатеринбурге, наверное, заметил, что в одной из его аллей кто-то поставил деревянный крест. На этой площади стоял снесенный в 30-е годы собор во имя Святой Великомученицы Екатерины. Каменный храм на месте сгоревшей в 1747 году деревянной церкви заложен был в 1758 году, а освящен десятью годами позднее. В 30-х годах прошлого века его перестроил знаменитый наш архитектор М. Малахов. А деревянная церковь – ровесница города заложена 1 октября 1723 года. Достопримечательность. И поднялась же на нее чья-то злая рука!
Александр Данилович с особым старанием делал этот макет – отличная получилась работа. Замыслил выполнить еще и макет Кафедрального собора во имя явления Господня, около двух веков простоявшего на главной торговой площади Екатеринбурга (сейчас площадь имени 1905 года).
В удивительную я попала семью! У Антонины Федоровны тоже руки художницы. Только работает она в своей области – вяжет. Костюмы, жакеты, свитера, ею связанные, изумительны по подбору тонов, по рисунку, отделке, которые придумывает сама.
И добрая половина мебели в доме супругов Бурмакиных сделана руками хозяина: стенка, прихожая, всевозможные полочки... Стеллаж в углу, эффектно обвитый стелющимися растениями, собрал коллекцию изумительных поделок из корней, веток, древесных наростов: как живые, соболь, змея, какое-то чудо-юдо лесное...
Мое пальто в прихожей висело на вешалке, сделанной из красиво изогнутого сучка. В гостиной – удобный складной чайный столик. В кухне коробочки под чай, соль, приправы – работы Александра Даниловича, в гостиной – декоративные цветочные панно...».