Восстановим храм вместе
Дата публикации: 13 июня 2023 | Просмотров: 11
Восстановление исторических объектов – процесс простой и нелёгкий. Не один год ведётся работа по восстановлению Введенского храма женского монастыря в пос. Рассвет. Возглавляет работу Иван Сватов. Помогают ему участники отряда «Кречет» из Тюмени, жители Храмцово и Туринской Слободы, общественная организация «Малая Родина». Сегодня мы хотим напомнить читателям об истории этого монастыря.
В 1848 году в селе Бобровском возле Знаменской церкви при поддержке местного священника поселились 4 крестьянки, желавшие принять монашеский постриг. Возглавила это небольшое общежитие «крестьянская девица» Елена Дмитриевна Боровикова, уроженка соседнего села Боровиковского Ирбитского уезда. Все насельницы были неграмотны, о чем «много соболезновали, потому что лишались самого главного в их жизни – это неимение возможности выполнять молитвенное келейное правило, положенное уставом, и другие молитвословия, по книге».
Прослышав, что в селе Бобровском у благочестивых родителей есть одиннадцатилетняя дочь, сведущая в церковном чтении, сестры общежития «выпросили у родителей, как бы погостить у них» эту девочку. Так появилась в маленькой общине Евгения Федоровна Зырянова, впоследствии монахиня Евстолия, которой будущий монастырь был во многом обязан своим существованием и благосостоянием.
Во время паломничества в Оптину пустынь Евгения, обратилась за духовными наставлениями к одному из самых почитаемых старцев отцу Амвросию. Старец благословил ее вернуться в Бобровское общежитие, предсказав, что у них будет Введенский монастырь.
Вернувшись, Евгения Зырянова с особым воодушевлением приступила к делам общежития. На собранные пожертвования ей удалось приобрести в селе Бобровском более просторный дом, и вскоре в нем проживало уже 16 человек. Общежитие вело трудовой образ жизни: сестры имели скот, сеяли хлеб, занимались рукоделиями. Земли у общежития не было и ее приходилось арендовать у крестьян окрестных селений.
В 1874 г. у общежития появились щедрые благотворители – жители Тюмени полковник Дмитрий Михайлович и его жена Фотина Степановна Серебряковы, которые завещали 5000 руб. с условием их вечного поминовения. Ирбитский нотариус Иван Абрамович Маврицкий подсказал Евгении Зыряновой, что имеется подходящий земельный участок – предлагаемая к продаже помещицей Евдокией Ивановой «дача Каменьщикова», в 3 вер стах от села Краснослободского, размером в 128 десятин 668 кв. саженей. Поскольку общежитие не имело официального статуса, земля была куплена на имя Евгении Зыряновой, за 4600 рублей. Еще до полного оформления документов на землю сестры общежития (26 человек) 27 июля 1874 г. переселились туда. В начале 1875 г. они завели при общежитии школу.
К началу 1877 г. в общежитии проживали 32 насельницы и 9 малолетних девочек-сирот. Они содержали себя своими трудами: хлебопашеством, скотоводством, рукоделиями. Общежитие имело просторные постройки: пять жилых домов (один из них ветхий), три амбара, два погреба, три конюшни, два овина, баню, все – деревянное. Имели насельницы и до 70 голов различного скота. По совету того же нотариуса сестры решили обратиться к епископу Пермскому и Верхотурскому Вассиану с просьбой об официальном признании их частного общежития монашеской общиной. Прошение составила и подала 14 января 1877г. Евгения Федоровна Зырянова.
Добиваться признания общины пришлось шесть лет, и не только в Перми, но и в Петербурге. В 1883 году был получен указ Синода об учреждении женской общины в селе Красном.
Первой заботой молодой монашеской общины стало возведение храма. Сестры видели его каменным, величественным, и конечно «Введенским», как предсказывал старец Амвросий. Закладка собора состоялась 25 сентября 1888 г., а 9 июня 1893 г. он был освящен. Строительство каменного храма стало возможным благодаря щедрой благотворительности томского купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Петра Васильевича Михайлова, пожертвовавшего на монастырскую церковь 3000 рублей.
Строительные работы подрядился провести шадринский купец Константин Севастьянович Малышев, рекомендованный сестрам настоятельницей Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря игуменьей Магдалиной. Подрядчик полностью оправдал надежды сестер: работы были выполнены качественно, вовремя и недорого. Все самые «черные» труды легли на самих насельниц обители: они и кирпич сами заготовили (540 тысяч штук из необходимых 660 тысяч), и на строительстве церкви работали.
Храм получился величественным, заметным в сельской местности. Длина его составляла 13 саженей, ширина – 9 саженей 1 аршин, высота – 22 сажени, и при храме еще колокольня 28 саженей. Это была единственная каменная постройка в обители.
В 1899 году Красносельская община была переименована в монастырь. Долгожданный указ был издан Синодом 29 января – 9 февраля этого года, а 15 июля состоялось торжественное открытие монастыря, в присутствии многочисленных паломников, гостей, епископа Екатеринбургского и Ирбитского Христофора.
Несмотря на свою отдаленность от крупных городов, Красносельский монастырь вел активную жизнь. Обитель периодически посещали благочинные и епископы, несколько раз в год на храмовые праздники приходило много паломников.
После Февральской революции из ведения монастыря была изъята школа грамоты, официально учрежденная при обители в 1893 г. из той школы, которая существовала с 1875 г.
К 1918 г. в обители проживали 128 насельниц: игумения Олимпиодора, 26 монахинь, 58 рясофорных послушниц, 43 послушницы-белицы (не постриженные в рясофор), а также 28 малолетних воспитанниц. Вопреки всем треволнениям первого послереволюционного года, состав сестричества не изменился и к началу 1919 г.
События гражданской войны не обошли Введенский монастырь. Когда в 1919 г. Белая Армия отступала в Сибирь, некоторые отряды следовали, через Краснослободское. С белыми отступали и монахи Верхотурского Николаевского монастыря, везущие с собой массивную 10-пудовую серебряную раку из-под мощей Симеона Верхотурского. Но «белым было уже не до раки», как писал впоследствии верхотурский настоятель Ксенофонт, и добравшись до Красносельской обители, монахи решили остаться там. В женской обители рака и сопровождавшие ее семеро монахов и послушников оставались до февраля 1920 г., после чего вернулись обратно.
Красносельский монастырь просуществовал до 1924 г., когда был закрыт подобно другим обителям. Монахини и послушницы разошлись по родным местам и чужим деревням, большинство из них оказались на территории современной Тюменской области.
***
В наше время от монастыря остались развалины Введенского храма. За эти годы с Божьей помощью небольшую часть восстановили. Находятся добрые люди и по крохам помогают строить. Но для того чтобы полностью восстановить все размеры 40 метров высотой (плюс колокольня), 16 метров шириной, 24 метра длиной, нужны гораздо большие усилия и затраты.
По всей стране храмы восстанавливают, и мы не должны остаться в стороне. В это нелегкое время для России, окажите и вы свою помощь: физическую, кто может приехать, и материальную.
Храни вас Бог!
Все публикации раздела
Размещение рекламы в газете «Коммунар»:
+7 (34361) 2-15-68 |