ПРОЕКТ: «ИСТОРИЯ ЗАБЫТЫХ ДЕРЕВЕНЬ»
Дата публикации: 3 ноября 2022 | Категория: | Просмотров: 6
Окончание. Начало в № 42.
Так в чем же заключалась «контрреволюционная пропаганда и агитация» Ф.В. Могонь и С.И. Голодкова? Из их личных дел, хранящихся в архивах КГБ по Свердловской области, удалось узнать фамилии людей, которые представляли в Слободо-Туринский РО НКВД докладные, точнее доносы, с подробным описанием поведения и содержания выступлений на собраниях и высказываний среди населения в основном об отношении к коллективизации, советской власти и библиографические сведения, являвшимися компрометирующими в то время.
Это были уполномоченные от РК ВКП(б) и райисполкома по коллективизации в деревне Высокая и представители советского актива этой деревни. С них требовали «соответствующие» результаты по коллективизации, а они были неудовлетворительные... Нашли «виновных», которые впоследствии за свои искренние убеждения поплатились жизнью. К этому надо добавить, что уполномоченные подобрали «свидетелей» из числа жителей деревни, которые недружелюбно относились к Семену Голодкову и Федору Могонь. Эти «свидетели», не задумываясь о последствиях, подтверждали докладные доносчиков. А некоторые просто боялись не согласиться с уполномоченными, тем более, что они тоже не вступили в колхоз к тому времени и, как говорится, «спасали свою шкуру» за счет других.
Из личного дела Ф. В. Могонь стало известно, что он был арестован не только как противник коллективизации, но и как «защитник» церкви, религии. Как известно. в это же время шли массовое закрытие церквей и репрессивные действия в отношении священников.
После закрытия Усть-Ницинской Троицкой церкви Федор Могонь встречался в этой церкви с Федором Степановичем Молчановым. Первый раз в Усть-Ницинском, второй – в деревне Высокой. В последней состоялось что-то вроде молебна и крестьянской сходки, где было решено организовать сбор денег для материальной поддержки Усть-Ницинской церкви.
При допросе Могонь задавались вопросы: «О чем вели разговор при встречах со священником?», «Что говорили о коллективизации?», «Кто организовал сбор денег для Усть-Ницинской церкви?» и другие. Ответы были приблизительно такие: на встречах вели разговор о том, как сохранить Усть-Ницинскую церковь, ходатайствовать, чтобы она возобновила церковную службу; против коллективизации разговора не было; деньги среди прихожан деревни Высокая собирала П. Дукова, собрано 28 рублей, эти деньги переданы священнику Федору Молчанову. (Высокая в то время относилась к Усть-Ницинскому церковному приходу).
В дальнейшем священник Ф.С. Молчанов также в 1937 году был арестован и бесследно исчез, т. е. не вернулся домой…
После 1937 года «единоличников» в деревне не осталось, состоялась почти 100-процентная коллективизация. В 1939-1940 годах на полях колхоза появились первые тракторы Слободо-Туринской МТС. Колхозом в то время руководил Сергей Тимофеевич Хорняков, затем на этом посту был Семен Евтихеевич Голин. Председателем сельсовета работал Павел Демьянович Голодков.
В годы Великой Отечественной войны более 40 человек из этой деревни были призваны в армию. Двадцать из них домой не вернулись – погибли, защищая Родину.
В начале 60-х годов Высоковский сельсовет был ликвидирован, а все его деревни введены в состав Решетниковского. Хозяйство вначале вошло в Липчинский совхоз, затем после раздела осталось в Решетниковском совхозе. В это же время начался процесс распада деревень Высоковского совета. В течение 1963-1967 годов жители их, в том числе и деревень Высокая, разъехались кто куда: в Тюмень, Тавду, Свердловск, небольшая часть перебрались в Решетникову и другие села и деревни района.
Исчезновение деревень бывшего Высоковского совета в значительной мере осложняло хозяйственную деятельность Решетниковекого совхоза. Добрая половина пашни и покосов оказались удаленными на 10-15 километров от населенных пунктов. Но имея достаточное количество техники, все поля бывших деревень (Михеева, Седунова, Круглова, Высокая) обрабатывались, и совхоз в районе был не на плохом счету. Руководил хозяйством Н. А. Мальцев.
В 1985-1990 годах началась так называемая «перестройка». Ушел из жизни признанный руководитель хозяйства. Не выдержав рыночной стихии, оно начало «хиреть». В 1997 году от черемновских до Решетниковой и далее до высоковских поля не вспаханы, не засеяны. Поля которые, как говорится, потом и кровью отвоевывались у дремучего леса для того, чтобы жить счастливо и богато новому поколению.
Не так много существовала Высокая и другие дерев ни. Но для нас это частица истории района. Поколений за это время сменилось три. Но удивительно то, что многие люди из нового поколения успели уже забыть о «малой родине» своих родителей.
Материал подготовлен
на основании воспоминаний
С. А. ГОЛОДКОВА,
хранящихся в архивах редакции.
Вам может быть интересно
Размещение рекламы в газете «Коммунар»:
+7 (34361) 2-15-68 |