Адрес: 
Свердловская область,
с. Туринская Слобода,
ул. Кузнецкая, д. 2
 
 
E-mail: 

            Сетевое издание             12+  

 

 

КОММУНАР Общественно-политическая газета Слободо-Туринского муниципального района

 

 

   

 

 

 

 

Главная / Национальные проекты / Культура / «Кому на Руси жить хорошо»: о великой поэме и вечной проблеме

«Кому на Руси жить хорошо»: о великой поэме и вечной проблеме

Дата публикации: 23 декабря 2021    |    Категория: Культура    |    Просмотров: 31

«Кому на Руси жить хорошо»: о великой поэме и вечной проблеме

В 2021 году мы отмечаем 200-летие одного из наиболее известных русских поэтов  – Николая Алексеевича Некрасова, который родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю).

 

Очень рано началась жестокая и беспощадная борьба Некрасова за право на самостоятельность. После пяти лет его учения в ярославской гимназии отец решил отдать сына в военную школу – Дворянский полк. Но в Петербурге юноша, нарушив волю родителя, стал готовиться в университет. Разгневанный отец лишил его какой бы то ни было поддержки. Будущий великий поэт начал свою петербургскую жизнь без денег, без связей, голодным и раздетым полубродягой. «Петербургскими мытарствами» называют этот период жизни Некрасова. Но трудная жизнь сформировала стойкий и мужественный характер поэта. А главное, открыла перед ним жизнь петербургских низов, жизнь деревенских мужиков-отходников.

 

Став поэтом, Некрасов свою поэзию сознательно подчинил не литературным, а общественным задачам. Простой язык, разговорная интонация, сюжетность, «общедоступность» поэзии Некрасова превратили его в  действительно народного поэта ΧIΧ века.

 

 Ученица 9 класса Сладковской школы Ангелина Болотова провела исследование наиболее известной поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Нас заинтересовали  мировоззренческие ценностные установки автора поэмы, и мы решили сопоставить их с ценностными установками простых людей нашего времени.

 

Николай Алексеевич начал работу над грандиозным замыслом поэмы в 1863 году, а заканчивал смертельно больным человеком в 1877 году с горьким осознанием незавершенности задуманного. Некрасов называл свою поэму «эпопеей современной крестьянской жизни». Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после "освобождения". Композиция поэмы свободная: в странствиях по Руси семеро мужиков ищут ответ на вопрос: кому на Руси жить хорошо? Встречаются с самыми разными людьми, в основном с крестьянами. Ответы на главный вопрос  складываются во множество коротких историй.  Так складывается калейдоскопическая картина жизни России того времени.

 

         Крестьяне, искатели счастья, узнали много жизненных историй разных людей, но так и не нашли среди них счастливого. Сначала они наивно полагали, что искать надо среди зажиточных и даже богатых. Затем их представления о счастье изменялись. Странники начинают размышлять о справедливости, грехе и святости. В конце концов, автор сам указывает нам наиболее счастливого из всех: Гришу Добросклонова, идейного борца и патриота своей страны. Он верит, что в будущем на Руси всем будет жить хорошо,  наступит хорошая жизнь русского народа.

 

В ходе исследования был проведен опрос земляков – жителей  Сладковского сельского поселения по поводу их мнения о поэме.

 

         Все опрошенные считают, что поэма актуальна до сих пор. Но причины актуальности объясняют по-разному:

 

-  некоторые утверждают, что  этот вопрос интересен во все времена, любопытно найти людей, которые уверены, что живут счастливо или точно знают таких;

 

- кто-то считает, что многие недовольны своей  сегодняшней жизнью или несправедливостью властей, или просто завидуют другим, поэтому этот вопрос так волнует людей;

 

- есть и такие, кто уверен, что поэма очень поучительна, ее обязательно надо изучать в школе, т.к. мы порой ценим совсем не то, что на самом деле является ценным.

 

В поэме крестьяне критериями счастья стали считать покой, богатство, честь. Опрошенным было предложено назвать свои критерии или согласиться с критериями крестьян. Мнения разошлись достаточно сильно. Если сгруппировать ответы наших земляков, то получатся следующие показатели счастливой жизни:

 

 – семья, дети, близкие люди;

– успех, успехи на работе, признание окружающих, трудолюбие, польза;

 – здоровье свое и  здоровье близких;

– взаимопонимание, поддержка близких;

– покой на душе, душевное равновесие, спокойная совесть;

 –достаток и любовь;

–  честь (уважение);

– мирное небо над головой.

 

Также был предложен вопрос: «Если бы в наше время Вам задали вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», кого бы Вы назвали?» Только 20% опрошенных назвали конкретные социальные слои: чиновников, олигархов, предпринимателей. Остальные назвали людей с определенными качествами или чертами:

 

- тем, у кого есть совесть;

-тем, кто доволен своей обычной жизнью;

-тем, у кого есть семья, дом, работа;

- тем, кто добились успехов в своей деятельности;

-тем, кто нашел свою половинку и работу в удовольствие, а не ради денег;

-тем, у кого достойная зарплата.

 

         Таким образом,  почти половина опрошенных (47%) согласилась с критериями крестьян  в поэме: покой (в т.ч. чистая совесть),  богатство (достаток), честь (уважение). Остальные - назвали совсем другие критерии счастья.  Они ценят семью, здоровье близких, труд, успехи на работе, любовь,  дом,  красоту, честность, мир.

 

        Исследование показало, что ценности людей ΧΧI века и века ΧIΧ во многом совпадают. Только 1/5 часть опрошенных наших современников указали конкретные социальные слои, среди которых надо искать счастливых: олигархи, чиновники, предприниматели. Подавляющее большинство считают, что счастливым может быть любой человек независимо от богатства и  достатка. Все зависит от его ценностей, его личной жизненной позиции, позиции активного строителя своей счастливой жизни.

 

          А главный вывод,  к которому нас подталкивает Н.А. Некрасов через свое произведение в том, что к усилению и процветанию страны (а значит и народа, проживающего в ней) приведут совместные усилия и общий созидательный труд, а не поиск виноватых в наших несчастьях. Эта идея особенно актуальна в наше время.

 

 О. Л. БОЛОТОВА,

руководитель проекта,

учитель истории и обществознания.

Сладковской школы.

 


Вам может быть интересно

Ультрасовременный цифровой орган для уникального проекта Свердловской области презентовали в резиденции губернатора

Театрализованное сказочное представление «Отморозко»

Вышиваем красоту!

Вышиваем красоту!

8 декабря 2023  |   31  |   Культура


Искорки света и добра

Искорки света и добра

6 декабря 2023  |   30  |   Культура



Милые моменты мамам

Милые моменты мамам

4 декабря 2023  |   30  |   Культура


День рождения Деда Мороза

День рождения Деда Мороза

24 ноября 2023  |   35  |   Культура


Задушевный разговор

Задушевный разговор

17 ноября 2023  |   30  |   Культура



Артисты Свердловской филармонии дают концерты в муниципалитетах, которые активно развивают виртуальные концертные залы

Из сказки в сказку

Из сказки в сказку

8 ноября 2023  |   35  |   Культура



Пианисты и солисты, вы молодцы!

«Алые паруса» на сцене – радость в зале

В Куминовской библиотеке прошёл вечер, посвящённый 105-летию рождения комсомола



Уральцы поддерживают «Виртуальный концертный зал» Свердловской филармонии в голосовании в рамках проекта ДОСТИЖЕНИЯ.РФ

Покровские забавы

Покровские забавы

16 октября 2023  |   26  |   Культура


Фестиваль «Безумные дни» собирает голоса уральцев в рамках просветительского проекта ДОСТИЖЕНИЯ.РФ

Все публикации раздела
Размещение рекламы в газете «Коммунар»:
+7 (34361) 2-15-68

 

Наверх страницы